Сагинтаев: Страны ЕАЭС потеряли сотни миллионов долларов из-за Кыргызстана
Дата публикации: 25 октября 2017 г.

При сложившихся объемах перетока импорта товаров из Казахстана, России, Беларусии в Кыргызстан сумма потерь по таможенным пошлинам в союзный бюджет ЕЭАС за три года ориентировочно составит за 2015-2017 годы 828,6 миллиона долларов. Об этом сообщил премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев, выступая на заседании Евразийского межправсовета в Армении. По его данным, из этой суммы на Казахстан приходится 59,3 миллиона долларов. В свою очередь, при сложившихся перетоках импорта из стран ЕАЭС в Кыргызстан общая сумма потерь НДС на импорт трех стран составляет 1870,4 миллиона долларов, отметил премьер. Из этого числа на Казахстан приходится 212,1 миллиона долларов.

 
В целом, по данным Евразийской Экономической комиссии импорт стран ЕАЭС в 2016 году составил 201,1 миллиарда долларов США. При этом наибольший удельный вес приходится на КНР (22,7 процента). Аналогичная ситуация сложилась и за 7 месяцев 2017 года. Сообщается, что анализ динамики импорта товаров из Китайской Народной Республики в страны ЕАЭС за 2014-2016 годы показал, что по всем странам, кроме Кыргызстана, наблюдается снижение импорта. При этом, наибольшее снижение приходится на Казахстан (в 2 раза) и Россию (на четверть). В свою очередь, анализ динамики поступлений таможенной пошлины за 2014-2016 годы показал, что по всем странам, кроме Кыргызстана и Армении, наблюдается снижение поступлений, в том числе по: Республике Казахстан на 18,2 процента; Российской Федерации на 5,1 процента; Республике Беларусь на 1,4 процента. Вместе с тем, по Армении поступления выросли в 2,2 раза, а по Кыргызстану - в 6,2 раза. Сообщается, что при сопоставлении данных по взаимной торговле между КНР и Кыргызстаном за 2015-2017 годы были выявлены по направлению Экспорт Китай - Импорт Кыргызстан существенные расхождения по данным таможенной статистики этих стран. Так, по данным статистики внешней торговли Китая экспорт из КНР в Кыргызстан за 2015 год составил 4,3 миллиарда долларов. Тогда как по данным внешней статистики Кыргызстана импорт составил 1 миллиард долларов. Отклонение составляет 3,3 миллиарда долларов. В свою очередь, расхождение в 2016 году составило 4,1 миллиарда долларов. За 8 месяцев 2017 года, по данным Китая, экспорт составил 2,6 миллиарда долларов, а по данным Кыргызстана импорт составил 900 миллионов. Сообщается, что, оценочно в целом за 2017 год экспорт из КНР в КР составит 3,9 миллиарда долларов, и, соответственно, отклонение составит 2,5 миллиарда. При этом, отмечается, что данные статистики внешней торговли расходятся и в случае с Казахстаном, но если по 2016 году по Казахстану доля расхождений к общему объему внешнеторгового оборота составляет 9,6 процента (4,6 миллиарда долларов к внешнеторговому обороту 48,3 миллиарда долларов), то по Кыргызстану доля расхождений к общему объему внешнеторгового оборота составляет 30,5 процента (4,1 миллиарда долларов к внешнеторговому обороту 13,5 миллиарда долларов). По отдельным товарам был отмечен неадекватный рост ввоза на душу населения. Так в 2016 году  Кыргызстан ввезено по 1,3 килограмма "Предметов одежды" на человека, в Россию – 0,03 килограмма на человека, в Казахстан – 0,02 килограмма на человека. Таким образом, в Кыргызстан ввозится одежды больше, чем в Казахстан в среднем в 65 раз и больше, чем в Россию в 43 раза. В свою очередь, обуви на человека пришлось по 15 пар, включая детей. "Сравнительный анализ таможенной стоимости товаров, принимаемой при таможенной очистке в Кыргызстане и Казахстане, показал, что таможенная стоимость в Кыргызстане значительно занижена по сравнению с Казахстаном. Вышеуказанное свидетельствует о наличии перетоков товаров для таможенной очистки из стран ЕАЭС в Кыргызстан в связи со слабым таможенным администрированием таможенной службы Кыргызстана", - прокомментировал премьер-министр Казахстана. Было отмечено, что вопрос недостаточного таможенного администрирования в части определения достоверной таможенной стоимости неоднократно поднимался на Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов таможенного союза, а также в рамках заседаний Совета Евразийской экономической комиссии и Евразийского межправительственного совета.
1
Фото: primeminister.kz
 
Была создана рабочая группа и проведена работа в рамках решений Объединенной коллегии таможенных служб государств-Членов Таможенного союза, а также налоговых органов РК и КР. Однако, отмечается, что должного эффекта по результатам проведенной работы не последовало, по причине неисполнения Кыргызской стороной запланированных мероприятий. "А именно, в рамках исполнения пункта 4 "Обмен данными по участникам, нарушившим таможенное законодательство" Казахстан осуществлял представление информации, а Кыргызстан такую информацию не представил. Кроме того, информация во исполнение пункта 5 "Представление сведений в КГД МФ РК о закрытии/не закрытии транзитных деклараций за период с 01.01.2017  до завершения Оперативно-профилактических мероприятий" была представлена Кыргызстаном только за 2 недели", - прокомментировал Сагинтаев. По данным правительства РК, общая оценочная сумма перетока импорта товаров за 2015-2017 годы составляет 9,95 миллиарда долларов. Сообщается, что принятые с 10 октября текущего года Республикой Казахстан меры по усилению фискального администрирования подтверждают наличие нарушений таможенного и налогового законодательства. "Сравнительный анализ данных транзитных таможенных деклараций из КНР в Кыргызстан через территорию Казахстана за период с 10 по 17 октября 2017 года в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года показал, что объем транзита в целом сократился на 4,2 тысяч тонн. При этом по 61, 62 товарным группам ТН ВЭД "Одежда" сокращение составило 495 тонн. Сравнительный анализ данных по импорту из КНР в Казахстан за те же периоды показал, что при неизменности физического объема ввозимых товаров наблюдается увеличение таможенной стоимости на 116,3 миллиона долларов или в 2,4 раза.  Таким образом, по "налогоемким" товарным позициям, по которым ранее наблюдался переток из Казахстана в Кыргызстан, за 8 дней усиления таможенного администрирования наблюдается обратная картина, в результате чего доля "налогоемких" товаров в структуре импорта Казахстана из КНР увеличивается", - прокомментировал Премьер РК. Ранее премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев на заседании Евразийского межправсовета в Армении заявил, что введенный республикой на границе с Кыргызстаном усиленный контроль направлен не против Бишкека, а на снижение объемов контрабанды. "Эти меры направлены не против кыргызстанской стороны, а на снижение контрабанды, другие цели они не преследуют", - сказал Сагинтаев. Он отметил, что для решения проблемы разработана дорожная карта. "Правительственные структуры будут и дальше отрабатывать эту дорожную карту", - добавил он. До этого министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов сообщил о том, что в ходе переговоров в Астане премьер-министры Казахстана и Кыргызстана обсудили целый блок проблемных вопросов, среди которых серый импорт, реэкспорт товаров в третьи страны, ограничительные меры на границе. Обсуждались и вопросы о приоритетном прохождении казахстанско-кыргызстанской границы пассажирами и лицами, следующими со своими вещами и багажом. Приоритетное прохождение было дано тем, кто ехал на грузовом автотранспорте без груза и регулярному автобусному сообщению. В соответствии с подписанным протоколом была создана рабочая группа во главе с первыми заместителями премьер-министров Казахстана и Кыргызстана, которым было поручено в течение пяти дней выработать дорожную карту. Она охватит блок вопросов по соблюдению техргеламентов, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного контроля, таможенного, налогового администрирования.
 

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Kaztime.kz

Загрузка...